Arms
 
развернуть
 
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35
Тел.: (83531) 2-01-99
alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru
схема проезда
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35Тел.: (83531) 2-01-99alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru

,
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 28.11.2016
Алатырским районным судом рассмотрено гражданское дело о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизацииверсия для печати

Алатырским районным судом рассмотрено гражданское дело по иску А.И.Н. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации.

Истец А.И.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Алатырь Чувашской Республики о признании за ней права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации, мотивировав его тем, что жилое помещение, площадью 18,2 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты под номером  20, расположенное в доме № 12 по улице С. города Алатырь Чувашской Республики передано БОУ  Чувашской Республики среднего образования «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства  образования и молодежной политики Чувашской Республики ей – А.И.Н., за плату во временное владение и пользование на основании договора найма жилого помещения в общежитии от февраля 2013 года.

На основании распоряжения Кабинета Министров  Чувашской Республики от 28 сентября 2015 года  БПОУ Чувашской Республики «Алатырский технологический  колледж» Министерства образования и молодежной политики передало в муниципальную собственность администрации города Алатырь Чувашской Республики «Общежитие ученическое» с земельным участком, расположенным по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12.

Постановлением администрации города Алатырь Чувашской Республики от 12 ноября 2015 года дому № 12 по улице С. в городе Алатырь присвоен статус многоквартирного жилого дома коммунального типа.

В 2016 году от нанимателей комнат бывшего  общежития в адрес администрации города Алатырь Чувашской Республики  направлено коллективное обращение по вопросу заключения договоров социального найма и предоставления комнат в собственность в порядке приватизации.

В ответе на коллективное обращение администрация города Алатырь Чувашской Республики сообщило, что право владения и пользования жилыми комнатами по договорам социального найма и соответственно, право на приватизацию, они не имеют.

Между тем, в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Положение статьи 7 Федерального закона № 189-ФЗ применяется с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи  7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в связи с жалобой граждан  А.С. Епанченкова и Е.Ю., Епанченковой согласно которой действие статьи 7 указанного Федерального закона распространяется на тех нанимателей жилых помещений, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ проживали в общежитиях, переданных затем в  ведение органов местного самоуправления, а также на тех граждан, которые оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем.

В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьёй  4 указанного Закона  установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые приватизации не подлежат. Так, не подлежат приватизации  жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местностям жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вышеназванной статьёй не поименован многоквартирный жилой дом коммунального типа.

Она приобрела право пользования жилым помещением в общежитии до его передачи в собственность администрации города Алатырь Чувашской Республики.

Исходя из содержания изложенных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма,  могут приобрести в собственность  бесплатно жилые помещения, находящиеся в муниципальном и в государственном жилищном фонде.

Право на приватизацию жилого помещения ими не использовано.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Просила признать за ней  -  А.И.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, площадью 18,2 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме коммунального типа по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20; взыскать с ответчика в её пользу 400 рублей затраченных на оплату государственной пошлины при подаче иска  суд.

В судебное заседание истец А.И.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась.

Представитель истца А.И.Н. – А.А.Н., действующий на основании доверенности  судебном заседании исковые требования А.И.Н. поддержал по основаниям, изложенным в иске, и уточнил, просил признать за А.И.Н.  право собственности  в порядке приватизации на жилое помещение, площадью 18,2 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме коммунального типа по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20. От исковых требований о взыскании госпошлины и расходов на оплату услуг адвоката, отказался.

Представитель ответчика – администрации города Алатырь Чувашской Республики – В.Е.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, указанным в ответе на коллективное обращение жителей, проживающих в доме № 12 по улице С. города Алатырь Чувашской Республики.

Представитель третьего лица – Государственного автономного профессионального учреждения Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики С.В.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований А.И.Н.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу действовавшей на момент предоставления жилого помещения статьи 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В связи с введением в действие 01 марта 1996 года части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, договор социального найма требует его заключения в письменной форме. Такое же требование предъявлялось в прошлом к форме договора найма жилого помещения. Поскольку для вселения выдавался ордер, нарушение письменной формы договора не влекло неблагоприятных последствий для его сторон. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2000 года № 220-О «О проверке конституционности статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006года № 6-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специализированным целевым назначением, как жилья для временного проживания с особым правовым режимом (невозможностью обмена, раздела, поднайма). Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Следовательно, распространение законодателем на указанные жилые помещения общего правового режима, допускает возможность их приватизации и характеризует их как помещения, предоставленные на условиях договора социального найма. Применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения нового правила, запрещающего приватизацию этих помещений. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет означал бы закрепление неравенства граждан в зависимости от условий их проживания. Это противоречит частям 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, где провозглашено равенство граждан перед законом вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

На основании статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к общежитиям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В силу данной статьи закона, на общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. В связи с этим граждане, проживающие в общежитиях, переданных на муниципальный баланс, имеют право на приватизацию, как комнат, так и квартир в общежитиях. Из указанной статьи следует, что статус общежития такие жилые помещения утрачивают в силу закона с момента передачи в муниципальную собственность и вступления в силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 4-П отмечено, что введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище (п. 3.2 Постановления).

 Согласно положению статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления), либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 сентября 2015 года БПОУ Чувашской Республики «Алатырский  технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики передало в муниципальную собственность Администрации города Алатырь Чувашской Республики «Общежитие ученическое» с земельным участком, расположенным по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12.

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 мая 2016 года подтверждает, что правообладателем  объекта недвижимости - общежития ученического – многоквартирного дома по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12 является Муниципальное образование города Алатырь Чувашской Республики.

Постановлением администрации города Алатырь Чувашской Республики от 12 ноября 2015 года дому под №12 по улице С. в городе Алатырь Чувашской Республики присвоен статус многоквартирного жилого дома коммунального типа.

Следовательно,  на помещения в этом доме распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договорам  социального найма, поэтому спорное жилое помещение может быть приватизировано.

Согласно договору найма жилого помещения в общежитии от 2013 года заключенному между наймодателем - Бюджетным образовательным учреждением Чувашской Республики среднего профессионального  образования «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и нанимателем  А.И.Н., А.И.Н. во временное владение и пользование за плату передано жилое помещение по адресу: город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20.

На основании акта приема-передачи жилого помещения от 2013 года  наймодатель БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики передало А.И.Н. комнату № 20  в доме № 12  по улице С. в городе Алатырь Чувашской Республики во временное владение и пользование.

Из дополнительного соглашения от 2014 года к Договору найма жилого помещения в общежитии от 2013 года следует, что  срок найма жилого помещения устанавливается с 2014 года по  2015 год.

Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу статьи  56 Гражданского кодекса  РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые  она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые основываются на предположениях.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения;  жилые помещения в общежитиях;  жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;  жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.1 ст.92 ЖК РФ).

Данных о придании вышеуказанному жилому помещению статуса служебного жилого помещения или специализированного жилого помещения на момент предоставления истцу жилого помещения, ответчиком суду не представлено.

Часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42,  отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Согласно ч.2, 3, 4 ст.80 ЖК РФ, срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель. Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

Судом установлено, что истец, как нуждающийся в жилом помещении,  в установленном законом порядке на основании её письменного заявления была вселена собственником дома в жилое помещение в общежитие. По истечении 6 месяцев с момента вселения никаких требований освободить соответствующее жилое помещение в её адрес не поступало.

Доказательств, свидетельствующих об оспаривании права истца на проживание в спорном жилом помещении, при рассмотрении дела не представлено.

В связи с тем, что с момента вселения (с 2013 года) и по настоящее время, истец проживает в указанном жилом помещении, постоянно исполняет обязанности нанимателя, оплачивает коммунальные платежи, ответчик все это время не возражал против её проживания, следует признать, что между сторонами фактически сложились правоотношения по социальному найму жилого помещения.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Закона о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст.6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.11 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Справкой  МУП «Бюро технической инвентаризации» от 2016 года  подтверждается, что зарегистрированных прав на недвижимое имущество по состоянию до 08 февраля 1999 года в городе Алатырь Чувашской Республики за А.И.Н., зарегистрированной по адресу: Чувашская Репсублика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20, не имеется.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 2016 года А.И.Н. правообладателем объектов недвижимого имущества не является.

Согласно сведениям кадастрового паспорта помещения комната № 20 в  доме №12 по улице Сурский тракт города Алатырь Чувашской Республики имеет площадь 18,2 кв.м.

Учитывая изложенное,  исковое требование А.И.Н. о признании за ней права  собственности  в порядке приватизации на жилое помещение, площадью 18,2 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20, подлежит удовлетворению.

Определением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 08 сентября 2016 года производство по настоящему делу в части взыскания с ответчика расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части. Госпошлина в размере 100 рублей вышеуказанным определение суда возвращена А. И.Н.

Таким образом, исковые требования А.И.Н. удовлетворены.

За А.И.Н. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, площадью 18,2 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната 20.

Решение вступило в законную силу 11 октября 2016 года.
опубликовано 28.11.2016 13:28 (МСК)