Arms
 
развернуть
 
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35
Тел.: (83531) 2-01-99
alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru
схема проезда
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35Тел.: (83531) 2-01-99alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru

,
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 02.02.2017
Алатырским районным судом рассмотрено дело о признании права собственности на комнату в порядке приватизации.версия для печати

Истец  Ш.Г.В. обратилась с иском о признании за ней права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации, мотивировала свои требования следующим.

В конце 2011 года ей администрацией совхоза-техникума г.Алатырь, по её заявлению, была предоставлена комната.

17.11.2012 года с БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики она заключила договор найма жилого помещения в общежитии. Согласно данному договору получила комнату №5 площадью 21,6 кв.м.

01.03.2015г. она заключила дополнительное соглашение с БОУ Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики к договору найма жилого помещения от 17.11.2012г. срок найма помещения установлен с 01.03.2015 года до 20.12.2015г.

В вышеуказанной комнате с момента вселения (с 2011года) и по настоящее время она постоянно проживает, исполняет обязанности нанимателя, оплачивает коммунальные платежи регулярно, сначала платила в бухгалтерию техникума, затем в сберкассу. Задолженности по оплате жилья не имеет. Прописана она одна.

На основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.09.2015 года №570-р БПОУ Чувашской Республики «Алатырский  технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики передало в муниципальную собственность Администрации города Алатырь Чувашской Республики «Общежитие ученическое» с земельным участком, расположенным по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12.

Постановлением администрации города Алатырь Чувашской Республики  в 2015 году дому под №12 по улице С. г.Алатырь присвоен статус многоквартирного жилого дома коммунального типа.

В феврале 2016 года от нанимателей комнат бывшего общежития в адрес администрации города Алатырь Чувашской Республики направлено коллективное обращение по вопросу заключения договоров социального найма и предоставления комнат в собственность в порядке приватизации.

В ответ на коллективное обращение администрация города Алатырь Чувашской Республики сообщила, что право владения и пользования жилыми комнатами по договорам социального найма и соответственно, права на приватизацию, они не имеют.

Она приобрела право пользования жилым помещением в общежитии до его передачи в собственность администрации города Алатырь Чувашской Республики.

Право на приватизацию жилого помещения ею не использовано. Просит признать за ней, Ш.Г.В. право собственности на комнату №5 общей площадью 21,6 кв.м., находящуюся по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, в порядке приватизации. Взыскать с ответчика в её пользу судебные издержки в сумме 2500 рублей – оплата услуг адвоката за составление искового заявления и возврат госпошлины – 300 рублей.

27 октября 2016 года от истца Ш.Г.В. поступило заявление об  уменьшении исковых требований, просила, признать за ней, Ш.Г.В. право собственности на комнату №5 общей площадью 21,6 кв.м., находящуюся по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, ул. С., дом 12, в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Ш.Г.В. не участвовала, извещена о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представитель истца Ш.Г.В.  – адвокат Г.Т.Ю. исковые требования  поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации города Алатырь Чувашской Республики – В.Е.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Третье лицо - Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Алатырский технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики – извещены о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили. Представили на имя суда заявление, из которого следует, что просят рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования поддерживают.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу действовавшей на момент предоставления жилого помещения статьи 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В связи с введением в действие 01 марта 1996 г. части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, договор социального найма требует его заключения в письменной форме. Такое же требование предъявлялось в прошлом к форме договора найма жилого помещения. Поскольку для вселения выдавался ордер, нарушение письменной формы договора не влекло неблагоприятных последствий для его сторон. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2000г. № 220-О «О проверке конституционности ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специализированным целевым назначением, как жилья для временного проживания с особым правовым режимом (невозможностью обмена, раздела, поднайма). Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Следовательно, распространение законодателем на указанные жилые помещения общего правового режима, допускает возможность их приватизации и характеризует их как помещения, предоставленные на условиях договора социального найма. Применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения нового правила, запрещающего приватизацию этих помещений. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет означал бы закрепление неравенства граждан в зависимости от условий их проживания. Это противоречит ч.ч.1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации, где провозглашено равенство граждан перед законом вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

На основании ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к общежитиям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В силу данной статьи закона, на общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. В связи с этим граждане, проживающие в общежитиях, переданных на муниципальный баланс, имеют право на приватизацию, как комнат, так и квартир в общежитиях. Из указанной статьи следует, что статус общежития такие жилые помещения утрачивают в силу закона с момента передачи в муниципальную собственность и вступления в силу ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 4-П отмечено, что введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище (п. 3.2 Постановления).

 Согласно положению ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления), либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.09.2015 года №570-р БПОУ Чувашской Республики «Алатырский  технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики передало в муниципальную собственность Администрации города Алатырь Чувашской Республики «Общежитие ученическое» с земельным участком, расположенным по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12.

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.05.2016г. подтверждает, что правообладателем  объекта недвижимости - общежития ученического – многоквартирного дома по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12 является Муниципальное образование города Алатырь Чувашской Республики.

Постановлением администрации города Алатырь Чувашской Республики от 2015 года дому под №12 по улице С. г.Алатырь присвоен статус многоквартирного жилого дома коммунального типа.

Следовательно,  на помещения в этом доме распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договорам  социального найма, поэтому спорное жилое помещение может быть приватизировано.

Согласно договору найма жилого помещения в общежитии от 17.11.2012 года, заключенному между БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Ш.Г.В., Ш.Г.В. совместно с членами её семьи: сыном Ш.В.Н. во временное владение и пользование за плату передано жилое помещение по адресу: город Алатырь, улица Сурский тракт, дом 12, комната №5, общей площадью 24 кв.м. Срок найма жилого помещения устанавливается с 17 ноября 2012 года по 17 ноября 2013 года.

На основании акта приема-передачи от 17 ноября 2012 года БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики передало Ш.Г.В. во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната №5.

Из дополнительного соглашения от 23 августа 2013 года к договору найма жилого помещения от 17 ноября 2012 года, следует, что стороны пришли к соглашению о выселении Ш.В.Н., который проживал совместно с нанимателем в комнате №5 общежития техникума.

Из дополнительного соглашения от 17 ноября 2013 года к договору найма жилого помещения от 17 ноября 2012 года, следует, что стороны пришли к соглашению, что срок найма жилого помещения устанавливается с 17 ноября 2013 года по 01 марта 2014 года; пункт 1 дополнен, что совместно с нанимателем на тех же условиях в жилое помещение вселяется С.Н.В..

Из дополнительного соглашения от 03 марта 2014 года к договору найма жилого помещения от 17 ноября 2012 года, следует, что стороны пришли к соглашению о продлении сока действия договора с 01 марта 2014 года по 01 марта 2015 года и о выселении С.Н.В.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые  она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые основываются на предположениях.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения;  жилые помещения в общежитиях;  жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;  жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.1 ст.92 ЖК РФ).

Данных о придании вышеуказанному жилому помещению статуса служебного жилого помещения или специализированного жилого помещения на момент предоставления истцу жилого помещения, ответчиком суду не представлено.

Часть 2 ст.92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42,  отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Согласно ч.2, 3, 4 ст.80 ЖК РФ, срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель. Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

Судом установлено, что истец, в установленном законом порядке была вселена собственником дома в жилое помещение в общежитие. По истечении 6 месяцев с момента вселения никаких требований освободить соответствующее жилое помещение в её адрес не поступало.

Доказательств, свидетельствующих об оспаривании права истца на проживание в спорном жилом помещении, при рассмотрении дела не представлено.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Закона о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст.6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.11 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Справкой «Бюро технической инвентаризации от 15.11.2016г. установлено, что приватизационного жилья  Ш.Г.В. не имеет.

Согласно сведениям кадастрового паспорта помещения, комната под №5  в доме №12 по ул. С города Алатырь Чувашской Республики имеет площадь 21,6 кв.м.

Таким образом, исковое требование Ш.Г.В.  о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение площадью 21,6 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната №5. подлежит удовлетворены.

За Ш.Г.В. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение площадью 21,6 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Алатырь, улица С., дом 12, комната №5.

Решение вступило в законную силу 10 января 2017 года. 

опубликовано 06.02.2017 11:40 (МСК)