Arms
 
развернуть
 
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35
Тел.: (83531) 2-01-99
alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru
схема проезда
429800, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 35Тел.: (83531) 2-01-99alatirsky.chv@sudrf.ru alatr_sud@cbx.ru

,
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 30.05.2017
Включение периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельностиверсия для печати

12 апреля 2017 г. решением Алатырского районного суда Чувашской Республики удовлетворены исковые требования У. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов: работы в должности фельдшера фельдшерского пункта с возложением обязанностей заведующей на 1 ставку, в календарном исчислении, нахождения в отпуске по беременности и родам, в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца, нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении; обязании УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию со дня обращения.

Изучив все имеющиеся материалы, выслушав участников процесса, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно сведениям трудовой книжки справке БУ Чувашской Республики «*** центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, У. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Согласно пункту 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которое применяется при исчислении выслуги к периодам работы начиная с 1 ноября 1999 года по 28 октября 2002 года. В соответствии с данным Списком работа в должности фельдшера засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Так, указанным Списком предусмотрены наименования должностей и наименования учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости.

Из содержания Списка следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.

Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Согласно п. 15 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года № 395 (действовавшей до 3 июля 2003 года), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Согласно п. 5 Примечания к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России № 627 07 октября 2005 г. (действующей до 06 августа 2013 г.), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 Правил).

Исследованными в судебном заседании документами было установлено, и не оспорено представителем ответчика, что **** фельдшерский пункт являлся специализированным структурным подразделением **** Центральной районной больницы и лечебно-профилактическим учреждением всей системы здравоохранения. Деятельность фельдшерского пункта была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению населения с. **** и близ лежащих населенных пунктов. Период работы до спорного периода и после него включен ответчиком в специальный стаж У., фактически основное место работы и характер ее работы не изменились, стаж не прерывался.

Таким образом, отказ во включении этого периода в специальный стаж истца являлся необоснованным, период работы У. в должности фельдшера *** фельдшерского пункта с возложением обязанностей заведующей на ставку был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В период с ****** года по ***** года истец У., работая в должности фельдшера *** врачебной амбулатории на 0,5 ставки и в должности фельдшера **** фельдшерского пункта на 0,5 ставки, находилась в отпуске по беременности и родам. Ответчиком указанный период был включен в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе «Наименование учреждений».

На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

Так, пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в период работы Ушениной Г.И. в должности фельдшера Семеновской врачебной амбулатории и Крыловского фельдшерского пункта и нахождения ее при этом в отпуске по беременности и родам с 15 августа 1993 г. по 05 декабря 1993 г., предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и три месяцев за один год работы) для врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

Отпуска по беременности и родам в силу ст. 255 ТК РФ предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного исковые требования истца об обязании исчислить указанный период отпуска по беременности и родам в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца также были удовлетворены.

Кроме того, в специальный стаж истца У. пенсионным органом не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии со статьей 54 Основ Законодательства «Об охране здоровья населения», утвержденных 22 июля 1993 года, и Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и Медицинской промышленности РФ от 19 декабря 1994 года № 286, прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие занимаемых ими должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).

Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года № 186.

Копией трудовой книжки истца У. и справкой, уточняющей особый характер труда или условий, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии, установлено, что У. во время работы в должности заведующей-фельдшера фельдшерско-акушерского пункта и в должности медицинской сестры врача общей практики отделения общей врачебной (семейной) практики проходила обучение на курсах повышения квалификации.

Из положений ст.ст. 173, 174 Трудового кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения спора, следует, что работникам, направленным работодателем на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку в период нахождения на курсах повышения квалификации У. продолжала занимать должность, предусмотренную Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 29 октября 2002 г., и дающую право на досрочное назначение пенсии на льготных основаниях, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании установлено, что специальный стаж У., не оспариваемый сторонами, составил 23 года 06 месяца 28 дней. С учетом подлежащих включению периодов специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию, у У. составляет 25 лет 16 дней.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно представленным суду документам, У. обратилась в пенсионный орган **** 2017 г. На момент обращения фактически У. уже имела необходимый стаж работы и право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с чем её требования о назначении ей пенсии с момента обращения также были удовлетворены судом.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу.

опубликовано 30.05.2017 08:54 (МСК)